9 января

Технологическая карта проекта "Изобретения", 2024-2025 уч.г.

Технологическая карта

проекта по техническому творчеству

детей старшего дошкольного возраста

 

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 80 Фрунзенского района города Санкт- Петербурга

Полезные изобретения к проекту «Добыча глины: « Устройство для отведения грунтовых вод из карьера при помощи насоса», «Система водоотведения грунтовых вод из карьера по добыче глины при помощи резервуара и трубопровода, с последующим их поступлением на очистные сооружения», «Щётки для экскаватора от налипания глины»

 

Название проекта: «Полезные изобретения к проекту «Добыча глины»: «Устройство для отведения грунтовых вод из карьера при помощи насоса», «Водоотведение грунтовых вод при помощи резервуара и трубопровода, с последующим их поступлением на очистные сооружения» «Щётки для экскаватора от налипания глины».

Вид проекта: Исследовательско - творческий проект

Руководители проекта: руководитель инновационной площадки  Виклис М.В.

Участники проекта: старший  воспитатель Гумерова Л.Х., воспитатели: Герасимова О.Н, Денисова К.В, Адамян Г.В., дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта:  краткосрочный, 1 месяц

Актуальность проекта: Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. А что такое изобретательность? Это способность творить новое, находить новые, нестандартные, полезные решения задач, проявлять выдумку и находчивость. В дошкольном возрасте дети пытаются понять, как всё устроено. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность. Основной задачей в современном образовании является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Именно поэтому изобретательская деятельность является важным и актуальным  видом деятельности в дошкольном детстве.

Цель проекта: практическое внедрение творческо- исследовательской 

деятельности полезных изобретений к проекту «Добыча глины», как средство развития познавательной активности детей подготовительной группы.

 

                                                        Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты

Задачи

Ожидаемый результат

1

Создать условия для развития конструктивных и творческих способностей и активизации технического опыта детей для создания полезных изобретений к макету «Добыча глины».

   

∙Дети проявят конструктивные, творческие способности, в процессе изобретательской деятельности.

 Сформируются обобщённые представления о создаваемых объектах.

Повысится  мыслительная  деятельность, конструкторская смекалка, сообразительность. 

2

Познакомить детей с занимательными опытами и с их помощью показать сущность физических законов и явлений, которые присутствуют  при добыче глины, а также при внедрении полезных изобретений.

Дети научатся наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

У детей закрепляются навыки анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа изобретения.

У детей сформируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. 

3

Систематизировать представления детей о профессиях, связанных с полезными изобретениями в карьере «Добыча глины».

Развитие эмоционально-положительного отношения к профессиям, востребованным в карьере по добыче глины.

Дети узнают сказки о глине и изделиях из неё

 

4

Обогащение словаря новыми словами, техническими терминами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, технических терминов.

Расширение кругозора детей новыми словами, техническими терминами.

Активное использование в игровой деятельности новых понятий,  технических терминов.

5

Создать условия для творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Создание полезных изобретений к макету «Добыча глины».

  

                                                                                   Таблица 2- Этапы реализации проекта

Содержание работы

Срок исполнения

1.

1. Совместный поиск темы

(дети совместно с педагогами определяют тему проекта, при выборе темы учитываются интересы детей и возможности педагогического персонала и ДОО в целом, совместные обсуждения известных фактов по теме проекта, дети задают вопросы по теме проекта)

После завершения 1 проекта «Добыча глины», перед воспитанниками была поставлена задача о внедрении полезных изобретений для рабочих, которые работают в карьере. Изобретения к макету необходимо предоставить после того, как пройдёт  совместная дискуссия между воспитанниками и воспитателями.  Для того, чтобы пришли идеи по внедрению изобретения, с ребятами были проведены занятия по экспериментированию, где при помощи занимательных опытов, была показана суть физических законов и явлений, которые присутствуют при добыче глины. На основании этих экспериментов были выявлены проблемы, которые необходимо решить и с которыми рабочие могут столкнуться при работе в карьере по добыче глины. Наша задача сделать работу людей в карьере более комфортной и безопасной.

ноябрь

 

Как свойства глины влияют на безопасность при работе в карьере?

Правила безопасности при работе в карьере.

Что такое вязкость и плотность?

Почему подземные или грунтовые воды могут быть опасны при работы в карьере?

Почему вода течёт по трубам?

Люди, каких профессий работают в карьере?

Информацию по данной теме было предложено искать совместно с участием педагогов, так и родителей, используя источники в сети Интернет, СМИ, по рассказам родителей

декабрь

 

2. Планирование и подготовка проекта педагогическим персоналом

(составление календарного плана реализации мероприятий, разработанный план должен предоставлять детям достаточные возможности для участия в организации проекта и рассмотрения вопросов, которые могут возникнуть при реализации проекта)

1.      Изучение понятий, касающихся темы проекта.

2.      Разработка перспективного плана по проекту.

3.      Подготовка цикла познавательных занятий.

4.      Моделирование, конструирование.

Совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности- полезные изобретения к макету «Добыча глины»

Вместе с детьми мы решили собрать материал по данной теме и изобретения к макету.

 

ноябрь

 

3. Практический этап проекта – реализация запланированных мероприятий

(сбор информации, формулирование гипотезы, исследования, эксперименты и др., дети обмениваются друг с другом приобретенным опытом, демонстрируют и обогащают свои знания, делают выводы, определяют, чему научились)

I. Вводный этап

Беседа с детьми  о технике безопасности при работе в карьере (Карьер не место для игр, нельзя выкапывать в траншее песка  лазы- он может обвалиться; подходить к краю карьера- он может обвалиться; находиться рядом с работающей техникой; перед засыпкой выемок убедись в отсутствии там людей, оборудования и строительных материалов; предупреди о запуске двигателя, работников,  которые находятся вблизи).

2. Обсуждали проблемные ситуации: «Если бульдозер застрял при работе в карьере…», «Что может произойти, если подойти к краю карьера»,  «Чем опасны грунтовые воды».

3. Альбом «Специальная техника для работы в карьере».

4. Просмотр презентации «Безопасность при работе в карьере».

5.Просмотр видео «Работа в карьере».

6.Беседа «Изобретения нужны для того, чтобы сделать жизнь человека комфортной и безопасной».

 

II. Основной этап

1.Виртуальное знакомство при помощи видео, с работой в карьере: «Как вытаскивают увязнувший экскаватор», «Как экскаватор во время выкапывания ямы находит грунтовые воды».

2. НОД «Эксперименты» «Вязкость и плотность глины. Знакомство с вискозиметром», «Как «выгнать воду. Что такое давление?», «Невидимая сила», «Воздух поднимает воду», «Сухая бумага»

3. Дидактическая игра ходилка «Знакомство с карьером»

4.НОД «Знакомство с профессией экскаваторщик, тракторист, бульдозерист»

5.Сюжетно-ролевая игра «Я экскаваторщик»

9.НОД   «Гончар сидит за верстаком» С. Маршак

10. НОД «Техника безопасности при работе в карьере»

III. Заключительный этап

1.Мероприятие в музыкальном зале «Полезные изобретения к проекту «Добыча глины. Технобаттл»».

IV.  Итог

1. Создание полезных изобретений к макету «Добыча глины»: «Водоотведение грунтовых вод при помощи насоса», «Водоотведение грунтовых вод при помощи резервуара» « «Щётки для экскаватора для очистки от глины» (презентация макета детьми совместно с воспитателями).

 

декабрь

Работа с детьми

декабрь

1.

Беседа «Изобретения нужны для того, чтобы сделать жизнь человека комфортной и безопасной»

декабрь

2.

Альбом «Специальная техника для работы в карьере»

 

декабрь

3.

НОД «Основы безопасности при работе в карьере»

декабрь

4.

НОД Виртуальное знакомство при помощи видео, с работой в карьере: «Как вытаскивают увязнувший экскаватор», «Как экскаватор во время выкапывания ямы находит грунтовые воды»

декабрь

5.

НОД «Эксперименты к проекту «Полезные изобретения»»

декабрь

6.

НОД «Знакомство с профессией экскаваторщик, тракторист, бульдозерист»

декабрь

7.

НОД   «Гончар сидит за верстаком» С. Маршак

декабрь

7.

Мероприятие в музыкальном зале «Полезные изобретения к проекту «Добыча глины. Технобаттл»». Презентация детьми совместно с воспитателями.

декабрь

Работа с родителями

1.

«Водоотведение грунтовых вод при помощи насоса»

декабрь

Работа с социумом (при наличии)

1.

   

2.

   

4. Завершение проекта – итоговое мероприятие

(презентация детьми результатов проекта (например, оформление стенда, выставки, представление продукта (продуктов) проекта или проведение мероприятии в рамках общего праздника)

 

1. Мероприятие в музыкальном зале «Полезные изобретения к проекту «Добыча глины. Технобаттл». Презентация изобретений  детьми совместно с воспитателями.

 

Заключение (вывод по результату проекта): По результатам завершения проекта «Полезные изобретения к проекту «Добыча глины. Технобаттл» мы пришли к выводу, что  использование такой технологии как изобретения, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Ребята учатся планировать свою работу, контролировать свои действия, прогнозировать возможные результаты, сопоставлять и сравнивать свои результаты и результаты других детей, отстаивать свою позицию и работать в команде. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

 
Технологическая карта проекта Изобретения.docx (Скачать)