-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2024
Технологическая карта проекта 2023-2024 учебный год.
Технологическая карта проекта по техническому творчеству детей старшего дошкольного возраста «Императорский фарфоровый завод»
Технологическая карта
проекта по техническому творчеству
детей старшего дошкольного возраста
«Императорский фарфоровый завод»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 80 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Название проекта: Знакомство
детей старшего дошкольного возраста с «Императорским фарфоровым заводом» (ИФЗ)
Вид проекта: Исследовательско -
творческий проект
Руководители проекта: воспитатель Виклис М.В.
Участники проекта:заведующий
Баркова Э.В., старший воспитатель
Гумерова Л.Х., воспитатели: Храновская А.А., Другова И.В., Денисова К.В, дети
старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), социальные
партнеры (при наличии)
Сроки
реализации проекта: долгосрочный, 9 месяцев
Актуальность
проекта: образовательный процесс необходимо формировать таким образом, чтобы
современные технологии стали понятными и безопасными для детей. Учитывая, что
современные дети очень быстро осваивают новое, сложное содержание цифрового
мира, порою лучше взрослых, то активность детей необходимо направлять в нужное
русло. И осуществлять это необходимо начиная с дошкольного возраста. Н. Е.
Веракса, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, автор
Программы «От рождения до школы».
Дошкольный
возраст - это значимый период развития всех психических функций: речи,
мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые
отвечают высшие структуры головного мозга. Именно в это время формируется
образное мышление, а главным средством его формирования являются наглядные
модели и объекты реальной природы. Первая ступень образного мышления
развивается в разных видах детской деятельности – игре, конструировании, экспериментировании.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд характерных признаков.
Поскольку в процессе мышления происходит отражение в сознании общего,
выявленных в предметах и явлениях реального мира, и применение обобщений к
единичным предметам и явлениям действительности, то первым таким признаком
является обобщенное отражение действительности. Вторым, не менее важным,
признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности.
Развитие мышления ребенка-дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением
его практической деятельности и освоением способов самой мыслительной
деятельности. Наиболее актуальным в современном мире является развитие у
дошкольников мыслительных способностей, умение конструктивно мыслить.
Инженерно-техническая направленность весьма актуальна в условиях быстрого
развития науки, техники и производственных технологий. Инженерное образование
сегодня формирует экономический потенциал страны, поэтому очень важно заложить
основы инженерного мышления в детском саду.
Учитывая
возраст детей, ведущую игровую деятельность, активный интерес к техническому
творчеству, воспитанникам ГБДОУ детского сада №80 было предложено познакомиться
с производством фарфоровых изделий посредством знакомства с «Императорским
фарфоровым заводом»
Цель проекта:Создание условий
для развития исследовательских и конструкторских способностей старших
дошкольников посредством их знакомства с одним из старейших в Европе и крупнейшим в России
предприятии по производству художественных фарфоровых изделий.
Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты
№ |
Задачи |
Ожидаемый
результат |
1 |
Познакомить
дошкольников с ведущим предприятиемСанкт- Петербурга, его особенностями и
технологией производства фарфоровых изделий |
Дети
познакомятся с предприятием, технологией производства фарфоровых изделий и
готовым продуктом (сервизы, бокалы, кружки, вазы, жанровая и анималистическая
скульптура), а также предназначением готовых изделий. |
2 |
Создать
условия для развития конструктивных и творческих способностей и активизации
технического опыта детей через организацию исследовательской деятельности,
конструирование и моделирование |
∙Дети проявят
конструктивные, творческие способности, при постройке макета Императорского
фарфорового завода ∙Дети повысят мотивацию к
совместной деятельности ∙Родители будут вовлечены в образовательный процесс
дошкольной образовательной организации, у них появится заинтересованность в
сотрудничестве, совместной деятельности с детьми |
3 |
Систематизировать представления детей о
профессиях, связанных с производством фарфора, содержании их
деятельности |
∙Развитие эмоционально-положительного
отношения к профессиям, востребованным на предприятии ∙Знают название профессий людей, которые
занимаются производством фарфора и их трудовые действия. |
4 |
Обогащение словаря новыми словами, техническими терминами, усвоение детьми ранее
неизвестных слов, технических терминов. |
∙Расширение кругозора детей новыми словами, техническими терминами. ∙Активное использование в игровой деятельности
новых понятий, технических терминов |
5 |
Создать условия для творческой, игровой
деятельности детей дошкольного возраста |
Создание макета предприятия, этапов
производства по изготовление фарфоровых изделий |
Таблица 2- Этапы реализации проекта
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
|
1. |
1.
Совместный поиск темы (дети
совместно с педагогами определяют тему проекта, при выборе темы учитываются
интересы детей и возможности педагогического персонала и ДОО в
целом, совместные обсуждения известных фактов по теме проекта, дети задают
вопросы по теме проекта) Во
время сервировки стола девочка нашей группы выронила чашку и она разбилась.
После этого происшествия была проведена беседа на тему бережного отношения к
предметам, которые служат человеку; о том, что раньше посуда стоила очень
дорого, а фарфоровую посуду могли позволить себе только очень богатые люди.
Дети были удивлены, когда услышали эту информацию, потому что сейчас
фарфоровая посуда является частью нашей повседневной жизни. После этого
воспитатели группы подготовили для детей информацию по этой теме. Дети, обратите внимание, сколько здесь разных красивых вещей. Давайте
назовём их. Дети перечисляют предметы посуды - Кто сделал все эти вещи? Люди или взрослые – они умеют всё - Посмотрите внимательно и скажите, какой предмет здесь лишний: лист
растения. - Почему он оказался лишним? ответы детей. Ребята, это сейчас перед вами обычный лист,
упавший с дерева, а когда-то очень давно листья деревьев, растений люди
использовали вместо посуды. (Показ
презентации «История создания посуды»). Ребята с интересом узнали, что раньше
не было такой посуды, которую мы сейчас используем для употребления пищи.
После этого была прочитана книга ПаолыУтевской «История создания фарфоровой
чашки». Дети с интересом узнали
историю создания фарфоровых изделий с
протяженностью во времени от древнего Китая до императорской России. И были очень
удивлены, что секрет русского фарфора был открыт в Санкт- Петербурге, где по
указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году был создан Императорский
фарфоровый завод. Дети заинтересовались, личностью человека, который открыл
секрет русского фарфора, составом
формулы фарфора, но больше всего их заинтересовал сам процесс
изготовления фарфоровых изделий. Воспитатели рассказали, что ИФЗ является настоящим символом России и со времён правления Елизаветы Петровны и до нашего времени
заводские мастера создают прекрасные произведения искусства, которые
экспонируются в различных музеях России и мира. Воспитатели предложили детям собрать
информацию о заводе, его продукции, познакомиться с профессиями завода. Дети
заинтересовались темой производства фарфоровых изделий, поддержали инициативу
взрослых. |
сентябрь |
|
Из чего получают
фарфор? Как это процесс
происходит? Люди каких профессий
работают на заводе? Как устроено
предприятие по производству фарфоровых изделий? Информацию по данной
теме было предложено искать совместно с участием педагогов, так и родителей,
используя источники в сети Интернет, СМИ, по рассказам родителей. |
|||
2.
Планирование и подготовка проекта педагогическим персоналом (составление
календарного плана реализации мероприятий, разработанный план должен
предоставлять детям достаточные возможности для участия в организации проекта
и рассмотрения вопросов, которые могут возникнуть при реализации проекта) 1.
Изучение понятий, касающихся темы проекта. 2.
Разработка перспективного плана по проекту. 3.
Подготовка цикла познавательных занятий. 4.
Моделирование, конструирование. Совместно с детьми
был разработан план действий, намечен продукт деятельности- завод по производству
фарфоровых изделий Вместе с детьми мы
решили собрать материал по данной теме и оформить макет завода будущего. |
сентябрь |
||
3.
Практический этап проекта – реализация запланированных мероприятий (сбор
информации, формулирование гипотезы, исследования, эксперименты и др., дети
обмениваются друг с другом приобретенным опытом, демонстрируют и обогащают
свои знания, делают выводы, определяют, чему научились) I. Вводный этап Чтение художественной
литературы где встречается упоминание о посуде: ПаолаУтевская «История создания
фарфоровой чашки», Братья Гримм «Горшочек каши», Л. Громова «Стихи о посуде» 2. Обсуждали проблемные ситуации: «Если ты
разбил посуду?», «Какую посуду надо взять для…?», , «Нужна ли нам посуда в
будущем?» 3. Альбом «История создания посуды». 4. Просмотр презентации «История создания
посуды». 5.Просмотр мультфильма «Глинька» 6.Беседа «Что произойдёт, если не будет посуды?» II. Основной этап 1.Экскурсия на
производство 2.Мероприятие в
музыкальном зале «В гостях у Елизаветы Петровны» 3.ОД «Полезные
ископаемые» 4.Путешествие в
глиняную страну. Опыты и эксперименты 5.Дидактическая игра
«Профессии» (картотека) 5.ОД «Знакомство с
профессией гончар» 6.ОД «Знакомство с
профессией художник» 7.Сюжетно-ролевая игра
«Кем я хочу стать?» 8.ОД «Профессии завода
по производству фарфоровых изделий 9.ОД «История русской
глиняной игрушки» 10.ОД «Знакомство с
красками. Опыты и эксперименты» III.
Заключительный этап 1.Мероприятие в музыкальном зале «Путешествие
Елизаветы Петровны в нашу эпоху». 2.Концерт юной балерины в музыкальной зале. IV. Итог 1.Создание макета завода по производству
фарфоровых изделий из различного конструктора (презентация макета детьми). |
Сентябрь-май |
||
Работа
с детьми |
Сентябрь-май |
||
1. |
Виртуальная экскурсия
на фарфоровое производство |
Сентябрь |
|
2. |
Знакомство с
профессиями фарфорового производства |
Сентябрь |
|
3. |
Мероприятие в музыкальном зале «В гостях у
Елизаветы Петровны». Введение в проект |
Октябрь |
|
4. |
Знакомство со
свойствами глины и песка. Сравнительное экспериментирование. |
Ноябрь
|
|
5. |
Презентация «Полезные
ископаемые» |
Ноябрь
|
|
6. |
Создание тарелки в технике
папье-маше с семейным вензелем, создание тарелки в технике декупаж, деколь |
Ноябрь,
март |
|
7. |
Изготовление макета
«Добыча глины» из различных конструкторов и материалов |
Ноябрь |
|
7. |
Работа на гончарном
круге. Приглашение специалистов для изготовления совместно с детьми изделия из глины. |
Декабрь
|
|
8.
|
Изготовление макета
«Цех подготовки сырья» |
Декабрь |
|
9. |
Съёмка видео
«Изготовление тарелки и фарфоровой массы» |
Январь |
|
10. |
Изготовление макета
«Формование и сушка» |
Январь |
|
11. |
Изготовление макета
«Печи для обжига» |
Февраль
|
|
12. |
ОД «Что такое вредное
производство?» |
Февраль |
|
13. |
Создание макета «Комната
отдыха для сотрудников производства» |
Март
|
|
14. |
ОД «Знакомство с
профессией художник, скульптор» |
Апрель
|
|
15. |
Изготовление тренажера
для глаз |
Апрель |
|
16. |
ОД «Знакомство с
красками. Опыты и эксперименты» |
Апрель |
|
17. |
Книжки малышки «Загадки
о посуде» |
Апрель |
|
18. |
|
||
|
|||
Работа
с родителями |
|||
1. |
Экскурсия на производство ИФЗ |
сентябрь |
|
2. |
Конкурс «Вензель моей семьи» |
ноябрь |
|
3. |
Мастер- класс на
гончарном круге |
декабрь |
|
4. |
Экскурсия в «Музей чая»
на чайную церемонию |
март |
|
Работа
с социумом (при наличии) |
|||
1. |
Экскурсия на
производство |
сентябрь |
|
2. |
Концерт юной балерины в музыкальной зале. |
март |
|
4.
Завершение проекта – итоговое мероприятие (презентация
детьми результатов проекта (оформление стенда, выставки, представление продукта
(продуктов) проекта или проведение мероприятии в рамках общего праздника) 1.Презентация макета «Императорский фарфоровый
завод» 2. Мероприятие в музыкальном зале «Путешествие Елизаветы
Петровны в нашу эпоху». Ссылка на итоговые ролики по проектам: https://disk.yandex.ru/d/nbAM9m8d6pFzkA
|
|||
Виклис М.В.
Поделиться в социальных сетях: